Семинар Тенсегрити, Институт Omega for Holistic studies, 13 октября 1997 года

Семинар происходил в местечке под названием Омега-институт, в ста милях (170 км) от Нью-Йорка.Омега-институт (ОИ) представляет собой эдакий "пионерский лагерь" или скорее "дом отдыха" - кстати, вполне соответствует сути явления - там проходят различные семинары на подобные темы: йога, медитации, психотренинги, всякие танцы-шманцы, массажи, и т.п.

Они работают с ранней весны (с апреля) по позднюю осень (конец октября). Семинары там проходят еженедельно, т.е. пять рабочих дней, а также бывают всякие дополнительные тренинги, типа вот этого Тенсегрити. В ихнем расписании Тенсегрити, понятное дело, не значилось.

Поскольку весь этот ОИ - полунеформальное объединение, там и быт такой же. Маленькие фанерные домики по две комнаты на двоих, общаги побольше, человек на 16, и место для палаток, которое тоже, кстати, стоит денег. Персонал там работает за бесплатно, точнее за возможность проживать, питаться и заниматься тренингами на полухалявной основе.

Пища в столовой - вегитарианская. Большого зала, тем более кирпичного здания у них нет - там его и негде сторить, все это расположено на склоне холма вдалеке от цивилизации. Поэтому семинар проходил в большом отапливаемом шатре - тенте - площадью в три теннисных корта (собственно на площадке для тенниса этот шатер и поставили). На пол постелили ковролин, погода была жаркая (когда грело солнце, т.е. уже с 10 утра), так что было вполне удобно.

Во время семинара во всем ОИ посторонних было очень мало - только "местные", которые там как бы "студенты", и небольшая группа, которая занималась какими-то своими энергетическими танцами. В основном все посетители были участниками семинара, которых было где-то 300-400 человек. Интересно отметить, и это заметил не только Я, что цветных было отсилы 5%.

Пять-шесть черных, пять-шесть желтых и еще несколько латино-итальяно-непонятно каких, цвет кожи которых сильно отличался от белого. Остальные были "условно белые" - чисто белых в Америке почти нет, они все в России. :-)

Средний возраст участников - лет 45. Да-да. Молодежи не было практически совсем. Самым юным, я думаю, было 25, и тех были еденицы. Были старички совсем старенькие, лет под семьдесят. С трясущимися конечностями. Но они честно занимались и делали все, что им говорили, по крайней мере все, что могли. Основная масса состояла из людей средне-неопределенного возраста (по этим американцам вообще трудно определить возраст, они как начинают с детства мазать репу разными питательными крэмами, так до самой старости и самазывают).

Процентов 70 уже были на предыдущих семинарах, новичков было относительно немного. Они все здоровались-обнимались, радовались как дети, кайфовали. Для большинства это был просто хороший уик-енд. Никакого "воинского духа" над головами не летало. По субъективным оценкам, народ вообще плохо представлял себе, что такое Кастанеда, если и читали, то когда-то давно, в детстве. В основном все приехали туссоваться или "за здоровьем". Однако, были и другие глаза...

Сутра в субботу все двинули завтракать. Солнце уже взошло, но было еще холодно - около 10 градусов. Пожрали, потрепались в столовке и стали потихоньку собираться в очередь перед палаткой. Всякие проверки, заполнения бумаг и вывесок, расположение. В конце тента сколотили сценку, по бокам поставили колоночки. Всем все видно и слышно.

Ровно в десять на сцену вышли двое молодых людей - парень и девушка. Обоим на вид лет около 30, не больше. Парня звали Miles, а девушку - не помню. Лица и акценты выдавали в них мексиканцев или типа того. Но по английски они говорили достаточно прилично, даже хорошо, что с акцентом - проще было понять. Все похлопали, похлопали, потом девушка спустилась в массы, а парень стал рассказывать, что такое Тенсегрити, откуда оно взялось и т.п. Ну это вы все знаете - об этом уже много раз читали.

Никакой новой информации он не донес. На последок он сказал: "Вас это конечно не касается, но вот я вам расскажу про себя. Моя мамочка (mummy) очень хотела, чтобы я был как все: чтоб у меня была жена и дети, чтобы я всегда был рядом с ней и делал то, что она скажет. И был пустой. Но я сказал - нет. И убежал!" (Не цитата)

После этой 10-15 минутной заставки, они вместе влезли на сцену и показали всем длинный пасс - Вествудскую серию. Потом началось разучивание. Они показывали по одному упражнению, все повтрояли. Потом они показывали еще - все повторяли. Потом делались блоки. Потом эти блоки делались подряд и т.д. В конце концов вся собравшаяся толпа почти синхронно выполнила весь длинный пасс - кто как мог, при том, что все могли, даже старички. Никаких вопросов почти не задавали, кроме того как держать руку, или как поворачивать жопу.

Где-то за час Вествудскую серию освоили все. Потом случился двухминутный перерыв и стали таким же макаром разучивать длинный пас для подготовки намерения. Маленькие кусочки объединялись в блоки, блоки разучивались по нескольку раз вместе с Ними, потом, обязательным образом, без них. И вполне получалось. Никакой музыки не было, Они только комментировали что делать, или не комментировали - делали в тишине. Еще за час разучили серию намерения и отправились на обед. А они просто испарились - сошли со сцены, вышли откуда-то сзади из палатки и все. Снаружи их видно не было.

Интересно отметить, что Им вполне удавалось удерживать внимание присутствующих и умело всех направлять. Конечно, немаловажно, что все в принципе были к этому готовы, знали, на что ехали. Но они молодцы - не давали расслабиться. Много шутили, смеялись.

Вообще они говорили, что их задачей было сделаться однородными. Что их энергетические конфигурации очень похожи, и что после нескольких лет борьбы с саморефлексией им удалось, наконец, достичь состояния, в котором они как бы одно... Собственно об этом рассказывала Девушка (так и не смог разобрать, как ее зовут) в своем вступительном слове после обеда, который продолжался два часа.

Еще она говорила (специально для нее на сцену вынесли трибуну!, т.к она подсматривала в конспект), что они намеренно загружают нас таким количеством пассов, чтобы добиться насыщения (saturation) для наших тел, которое заставит наш внутренний диалог остановиться. Она говорила, что все они, особенно партия Кастанеды, стремятся к однородности, и что они могут объединять свои энергетические тела. И еще, что Дон Хуан и маги его партии дали разное количество упражнений каждому из них.

Тайша получила больше всех, т.к. ее обучали еще и Клара и (по-моему, она сказала) Нелида, Флоринду обучала Флоринда, а КТ и КК только ДХ и поэтому они знают одинаково. Она говорила, что сам ДХ, зная собственно пассы, которые ему показали в свое время, не знал последовательности, которая служила для магов древности ключём к входу в другие миры.

И что теперь сам КК и маги его группы, а также их последователи заняты разработкой этой самой последовательности, и что семинары сильно им в этом помагают, т.к. наблюдая за "массой" - так они нас называли - они могут сделать некоторые выводы. Еще она говорила, что они сами занимались подготовкой длинных пассов, и что для того, чтобы показать результат своих усилий КК им пришлось за ним побегать, а он "бегает быстро" (цитата).

Еще она говорила, что упражнения для не-делания - очень опасные. Выполнять их необходимо с предельной осторожностью, и только тогда, когда издавишься от само-рефлексии. Она утверждала, что само-рефлексия - вредная привычка, которая не дает нам достичь целостности, что если бы не само-рефлексия, мы бы воспринимали мир таким, каков он на самом деле, как энергию, что именно из-за само-рефлексии мы воспринимаем объекты и явления такими, какими мы их воспринимаем.

Еще она говорила, что те упражнения, которые мы выполняем, предназначены толко для нас, для наших глаз, для наших тел. Они просили ничего не записывать, но уделить как можно больше внимания самим пассам, сосредоточить все свое намерение на достижении внутренней тишины - конечной цели всех этих движений. Она рассказала такую шутку:

Приходит мужик к врачу, раздевается. Доктор смотрит на его член и говорит: "Боже мой, кого же вы можете удовлетворить таким маленьким членом?" "Кого?" - говорит мужик, "Кого?..... СЕБЯ, конечно же!..."

Вот так и вы, сказала Она, удовлетворите СЕБЯ этими упражнениями.

И тут мы стали разучивать длинный пас из Видео. Ну тут намного проще объяснить:

Первое упражнение (У) из Первого Видео(1В) перетекает в 9У-1В, потом 3У-1В, 4У-1В, 5У-1В, 6У-1В, 7У-1В, 11У-1В, без остановки руки к туловищу и сразу 1У-2В, 2У-2В, после "Интент"а и шата назад - 3У-2В перетекающее в 7У-2В, потом шаг левой, шаг правой (в ИП) и вместе с этим шагом удар правой рукой вперед - начало 6У-2В, которое выполняется до конца. 1У-3В, 2У-3В, когда полагается уйти влево, делаете два шага, останавливаетесь, стоя влево и начинаете женскую часть 7У-3В (Бабочка), потом, чакончив женскую часть, поворачиваетесь снова как надо (вправо) и заканчиваете мужской частью 7У-3В. Вот и все.

Всех движений внутри пассов (которых в видео "по многу") производится по три, кроме 1У-1В, которых надо сделать побольше, но на счет три, 2У-1В, которых надо сделать по три каждой рукой по очереди (всего 6). Это же кстаи относится и к большинству предыдущих длинных пассов.

После этого мы сделали первый разученный длинный пасс, второй, третий и было как раз пора идти на ужин.

Когда мы все кричали Интент, Miles предупредждал нас, что этим Интентом мы должны призвать намерение остановить внутренний диалог и выполнить заключительную часть того дня - упражнения для не-деланья.

И вот мы собрались снова в восемь вечера. За палаткой трещали всякие вечерние насекомые, а мы расстелили на ихнем ковралине, прикленном скотчем к теннисному корту, свои маты (mats), разлеглись, поснимали ботинки. Сцену на этот раз поставили другую - низенькую и в центре зала. Ровно в 8 они вошли в зал, зашли на сцену, растелили там свое хозяйство, поснимали ботинки, улеглись и без всяких предисловий стали показывать

Попробую многословно объяснить, что мы делали. Как-то тут, в римле, пробегала чья-то почта, где все пассы по неделанию были перечислены, пронумерованы и описаны по английски. То что я там прочитал не очень похоже на то, что мы делали, хотя я прочитал не все...

Значит мы улеглись, и для начала сделали 18 пассов ногами по очереди - нога поднимается коленом к груди, потом медленно вытягивается назад, приэтом другая ступня строго перпендикулярна полу, а ступня той, которую вытягивают, под 45 градусов к второй. Они подчеркивали, что хотя вторая нога не движется, необходимо следить, стобы она была задействована, не расслаблялась.

Это не упражнение - только вступление.

Потом делаются пассы руками. В принципе не сложные, типа удар от подмышек обеими руками в стороны, или три средних пальца вместе сильно сжаты, руки поднимаются с усилием вверхдо полного распрямления лопаток. Или бъем ладонью от уха к противоположному бедру.

Потом движения рук и ног объеденяются. Поднимаем правую ногу к груди, бъем руками из под подмышек в стороны, медленно выпрямляем ногу, держа руки в том же положении. Потом опускаем ногу и руки. То же другой ногой.

В том же духе и все остальные, может я и опишу их потом, а может и нет, не знаю пока что.

Но и это еще не все. Когда мы разучили 18 пассов для рук, сделали их вместе с ногами, все 18, оказалось, что ногами надо двигать еще и по другому.

Нам показали еще 5 различных способов движений ног: крутить - ступни по кругу, одна за другой; шлепать - ступни шлепают внутрь по очереди; стучать пальцами - к себе; дрожать - вся нога трясется; и совсем необъяснимое - вроде как напрягаешь то одну половину жопы, то другую.

И вот все те 18 движений рук-ног надо согласовывать с этими пятью для ног-ступней, причем в определенной последовательности.

К примеру первое упражнение выглядит так:

1. Начинаем крутить ступнями по часовой стрелке;

2. Поднимаем правую ногу к груди, левая ступня крутится (по часовой стрелке);

3. С поднятием ноги руки описывают полукруг от низа живота к середине груди - вдох;

4. Руки бьют в стороны резко костяшками наружу, левая ступня - крутится.

5. Руки замерли, правая нога идет медленно назад, ступня под 45 градусов, как-бы выдох, при этом другая ступня крутится.

6. Нога вытянулась, небольшая пауза, опускаем руки и ногу, при этом нога, едва пятка касается пола, включается в кручение - теперь крутятся обе ноги, руки вдоль туловища.

7. Несколько оборотов ступнями, и то же самое, но в другую сторону. Ступни все время крутятся по часовой стрелке.

Внутренний диалог останавливается. Это точно. После того, как мы разучили все пассы рук, потом все пассы ног, потом сделали разок все вместе, Они стали делать пауза между пассами, давая немного отдохнуть-расслабиться. Иной раз такие паузы затягивались на минуту(Ы?), казалось, будто засыпаешь, но не спишь. А в голове периодически просыпался голос, который долдонил всякую свою срань, но весьма зацикленно, одну и ту же сраную мысль, только чтобы показать, что он еще тут. А иногда наступала тишина, в эти моменты времени не было, ничего не было. И именно поэтому такие моменты были почти неуловимы.

Разучив все 18 пассов все вместе, мы сделали их несколько раз, сначала по нескольку раз каждого, потом по одному разу каждого и на этом день закончился. Ведущие встали, оделись и испарились. Последняя часть семинара характеризовалась чрезвычайной тишиной. Несколько раз кто-то кашлянул, один раз все слегка засмеялись, когда выяснилось, что руки и ноги должны двигаться одновременно. В остальное время были только комментарии одного из Них полушепотом в микрофон (они у них были прикреплены к вороту маек), а в конце, последний раз, мы делали упражнения в ПОЛНОЙ тишине, без комментариев.

Но и это еще не все! :-))

После холодной ночи в палатке (кто-то конечно спал в домике, но холодно было всем, американцы набрали себе запасных одеял и очень жаловались :-) пришло утро воскресенья.

Утром завтрак и к 10 все снова пришли в Тент. Пришли все заранее, чтобы занять местечко поближе к Ним, к сцене. Уселись, разложили маты и стали сидеть, посматривать на соседей - кто чем занимается. Кто-то делал пассы, кто-то разминался, намекая на собственную гибкость. Ожидание не было слишком затянувшимся. Тут всех попросили собрать манатки и встать, поскольку сначала собирались выполнять вчерашних "обычных" серии. Когда кричали "Интент", Miles еще раз подчеркнул, что необходимо призвать намерение выполнить пассы для не-делания и достичь внутренней тишины.

Ровно в 10 Они появились в Тенте и без вступлений мы стали делать пассы. Объяснений больше н ебыло. просто встали и сделали три длинных серии. Потом всем предложили расстелиться и улечься.

Для разминки мы сделали 18 пассов по три-пять раз каждого. Между пассами делались перерывчики в полминуты-минуту-полторы, когда все просто лежали, кто с закрытыми глазами, кто "просто так". Miles еще раз попросил всех не делать никаких записей, сосредоточить все свое внимание на пассах. Итак мы сделали все по нескольку раз каждого, потом еще все по разику, отдохнули.

Тут Они говорят, теперь мы будем делать пассы в последовательности, разработанной древними видящими. И без дальнейших вступлений мы начинаем делать те же упражнения по одному каждого, но не по очереди, а в другой последовательности. Первую часть я запомнил - 7,9,11,15,2,4, ..., 17, ...... в конце 12, 13. 17 был кажется два раза, хотя я не очень уверен. Каких-то пассов в этой последовательности не было, по крайней мере одного-двух. Но это я попробую уточнить.

Потом мы отдохнули, сделали еще разик, и потом еще разик "для кинестетической памяти" - как они говорили. Потом все тихо и медленно сели обулись и, пока остальные собирались, Те сказали "Thank you, Bye" и испарились. Было ровно (!) 12 часов дня.

Ну вот, приблизительно, и все.

Подпись автора

The Power of Silence