Кастанеда форум

Объявление

Google
Правила форума | Новые сообщения | Активные темы
«Кастанеда форум» приветствует Вас!
● Для Вашего удобства на форуме предусмотрен Поиск.
● Интересный форум складывается из Ваших тем и обсуждений.
WWW.CASTANEDA-RU.COM:
Ваш путеводитель по миру Карлоса Кастанеды.
Активные темы | Правила форума

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кастанеда форум » Наследие Кастанеды » К. Кастанеда о ЧСВ


К. Кастанеда о ЧСВ

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

В последние годы стал модным термин «ЧСВ», и в Интернете появилось множество толкований этого термина с пояснением, что это - аббревиатура термина «чувство собственной важности», описанного К. Кастанедой.
«В обиход эта аббревиатура вошла с пера Карлоса Кастанеды. Именно он использовал термин в своих книгах, чтобы описать чувство превосходства над другими Чувство Собственного Величия. Возможно,, автор этой статьи — дипломированный психолог Каролина Кораблёва - не читала книг К. Кастанеды, ибо он никогда не писал аббревиатуру «ЧСВ», а везде писал «чувство собственной важности»; и он не писал, что это — чувство превосходства.
Автор блога KtoNaNovenkogo.ru — писал: «ЧСВ это аббревиатура, и ее расшифровка – чувство собственной важности. ... Есть очень близкое по смыслу выражение, но уже из области медицины — мания величия. … Некоторыми интернет-пользователями ЧСВ расшифровывается, как чувство собственного величия, что тоже применимо и не искажает смысла». И именно эту цитату часто приводят в Интернете.
И указанные авторы, и многие другие толкователи термина «ЧСВ» приписывали этому чувству множество АМОРАЛЬНЫХ качеств.
Конечно, нет запрета на использование термина "ЧСВ" - В СВОЁМ понимании, но НЕ НУЖНО ПРИ ЭТОМ ССЫЛАТЬСЯ НА К. Кастанеду, как на автора этого термина, ибо читатели, не имеющие собственного мнения, могут эти чужие толкования отнести к личности К. Кастанеды, так как он писал о себе: "Мы с Ла Гордой были похожи до ужаса! Мы оба обладали совершенно монументальным чувством собственной важности".
В книге «Огонь изнутри, гл.2», К. Кастанеда писал (выделение слов заглавными буквами - моё):
"Подумай вот о чем: нас уязвляют и обижают действия либо посягательства со стороны наших ближних, и это нас ослабляет. Наше чувство собственной важности заставляет нас почти все время чувствовать себя кем-то оскорбленными или на кого-то обиженными". Из этого объяснения дона Хуана следует, что чувство собственной важности — это повышенная уязвимость. А если чувство уязвимости человек ощущает «почти всё время», то это - почти полная беззащитность. В таком случае подошёл бы термин «чувство собственной беззащитности". «Я заметил, что… - В мире магов ты найдешь сплошные противоречия в терминах, – ответил он, – На практике же никаких противоречий нет (К. Кастанеда, «Сила безмолвия», курсив — мой). Надо заметить, что дон Хуан не говорил, что «уязвляют и обижают» слова, он говорил: «действия», - очевидно, имея в виду энергетическое воздействие. Слово «уязвить» — означает «ранить», в данном контексте - ранить психически, т. е. - энергетически, ибо слова без потока агрессивной энергии — не ранят. И естественно, эти энергетические ранения - ослабляют. А о необходимости достаточного количества энергии для борьбы с этими воздействиями дон Хуан говорил каждый раз, когда объяснял понятие «чувства собственной важности» и «безупречности»:
«Для воина борьба с чувством собственной важности — не принцип, а ЧИСТО СТРАТЕГИЧЕСКИЙ вопрос, - ответил дон Хуан. - Твоя ошибка заключается вот в чём: то, что я говорю, ты рассматриваешь с точки зрения НРАВСТВЕННОСТИ. … Безупречность есть не более, чем правильное использование энергии, - сказал он. - И все, что я говорю, К ВОПРОСАМ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ НЕ ИМЕЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО ОТНОШЕНИЯ. Я ОБЛАДАЮ ЭНЕРГИЕЙ, И ЭТО ДЕЛАЕТ МЕНЯ НЕУЯЗВИМЫМ. Чтобы это понять, необходимо НАКОПИТЬ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭНЕРГИИ. ... в стратегическом инвентарном списке воина чувство собственной важности фигурирует в качестве САМОГО ЭНЕРГОЁМКОГО ФАКТОРА. ... Одна из первейших забот воина — ВЫСВОБОДИТЬ ЭТУ ЭНЕРГИЮ. ...Безупречность как раз и является тем, посредством чего осуществляется такое перераспределение энергии"
Что же собой представляет психическая агрессия, которая «уязвляет» и «ослабляет», и почему достаточное количество энергии делает человека «неуязвимым»? Известно, что работа центральной нервной системы носит рефлекторный характер. И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «... все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Во время психической агрессии можно наблюдать эффекты непроизвольного, неощутимого и неосознанного концентрического излучения мозга, когда униженным (побеждённым) ощутил себя не противник, а зритель из толпы, а агрессор всё равно рефлекторно ощутил ликующую радость победы, не смотря на то, что его противник - не побеждён. Следовательно, и унижение побеждённого, и радость победителя — рефлекторно вызывались концентрическими излучениями мозга и тела обоих. Эти излучения коснулись всех, но раненым без слов ощутил себя только один из наблюдателей, очевидно, -энергетически наименее защищённый. А радость победы рефлекторно ощутил только тот, от кого исходил поток агрессивной энергии. Значит, эта цепочка рефлексов была только между ними двумя.
Энергетическая защита — это энергетическая оболочка (ЭО) вокруг тел людей (известная как «зона дискомфорта») отражает потоки агрессивной энергии. Если сила этих потоков превышает предел прочности ЭО, в ней появляются повреждения. ЭО человека, обычно, может справиться с потоком агрессивной энергии одного нападающего, но когда на человека энергетически нападает много людей, отразить все удары его защитная ЭО не может, она повреждается во многих местах, и его энергия вытекает через эти повреждения. Человек при этом ощущает чувство унижения, означающее признание себя побеждённым (ниже победителя) и некоторую слабость (от мало заметной, до сильно выраженной). При постоянной психической агрессии, особенно, в закрытых группах, организм жертвы нападений не успевает энергетически полностью восстанавливаться, он становится психически легко уязвимым («слабым») и физически ослабленным. Сила луча взгляда, потоков агрессивной концентрической энергии и прочность ЭО – не постоянные величины, они зависят не от конституции, а от количества общей энергии. Один и тот же человек в разные периоды своей жизни может быть и беззащитным, и абсолютно неуязвимым. Пример: я иду домой после ночного дежурства на СМП, сильно уставшая, можно сказать, замученная; и почти все продавщицы в магазинах и в аптеках — агрессивно психически нападают на меня (без оскорбительных слов ), и со всеми ими я ощущаю себя униженной и раненой. Накануне — те же продавщицы и аптекари относились ко мне приветливо, и не пытались нападать. Понятно, что за одну ночь моё чувство собственной важности не увеличилось; от усталости и отсутствия сна изменилось моё физическое состояние и уменьшилось количество энергии. Соответственно, я временно стала легко уязвимой.
Надо заметить, что органические психические болезни не влияют на инстинктивные механизмы защиты и нападения.
Не только агрессивное психическое нападение, но и чувства гнева, враждебности, презрения,- это потоки агрессивной энергии, не реагировать на них – невозможно, видимое отсутствие реагирования означает, что защитная энергетическая оболочка этого человека отражает потоки чужой агрессивной энергии. Уважение, симпатия, и, особенно, любовь — это тоже потоки энергии, которые, в отличие от агрессивной энергии, не ранят, а исцеляют. Вообще, любое общение — это обмен энергиями эмоций, которые можно ощущать в группе возбуждённо общающихся людей.
В книге «Сила безмолвия» К. Кастанеда описывает, как дон Хуан подробно объяснял ему, что такое чувство собственной важности.
Но сначала — о силе безмолвия (во всех цитатах выделение слов заглавными буквами — моё).
«...он ответил, что внутри каждого человеческого существа есть гигантское тёмное озеро безмолвного знания, о существовании которого каждый из нас знает интуитивно. … маги являются единственными существами на Земле, кто сознательно выходит за пределы интуитивного уровня. … Он ещё раз подчеркнул, что самые изощрённые знания, которыми владеют маги, являются потенциальным достоянием всех нас как воспринимающих существ. … Ощущение, что я имею более старую, тёмную и безмолвную сторону, было точкой зрения, предшествующей разуму. ...То, что происходит с тобой, и то, что ты называешь раздвоенностью, является взглядом из нового положения твоей точки сборки. С этого положения ты можешь чувствовать более старую сторону человека, а то, что знает более старая часть человека, называется безмолвным знанием. … Безмолвное знание — это нечто такое, что есть у каждого из нас...  - Это нечто такое, что в совершенстве всем владеет и в совершенстве всё знает. Но оно НЕ МОЖЕТ думать, и поэтому не может говорить о том, что знает.
-
       У древних магов не было современных данных об устройстве мозга, о новой и старой коре, о подкорковых ядрах, содержащих инстинктивные программы. Но они заметили, что есть «более старая часть человека», которая обладает «безмолвным знанием», и что эта часть человека НЕ МОЖЕТ думать, но имеет силу, чтобы «владеть» им, т. е. - управлять его поведением. И что есть более новая часть человека — разум, которая подавляет старую часть. В таком случае «безмолвное знание» - это инстинкты, они "всё знают" о том, как вести себя человеку в определённых ситуациях, и управляют его поведением в этих ситуациях, но, естественно, «не могут думать», так как это — неизменные программы поведения, передающиеся по наследству. Инстинктивное влечение разум может подавить, а рефлекторные действия — нет. Мои наблюдения показали, что инстинкты млекопитающих, включая людей, работают в содружестве с аналитической работой мозга.
-
«Он сказал, что древний человек самым непосредственным и наилучшим образом знал, что делать и как делать что-либо. Но, выполняя все действия так хорошо, он начал развивать эгоизм, из-за чего у него возникла уверенность, что он может предвидеть и заранее намечать действия, которые он привык выполнять. Вот так появилось представление об индивидуальном «я», которое стало диктовать человеку характер и диапазон его действий. По мере того, как ощущение индивидуального «я» усиливалось, человек постепенно утрачивал естественную связь с безмолвным знанием. … которое является не чем иным, как непосредственным контактом с намерением».
«Битва воина — это тотальная борьба против индивидуального «я», которое лишает человека его силы. … любой сдвиг точки сборки означает отход от чрезмерной озабоченности своей индивидуальностью, которая является отличительным признаком современного человека. … ЛЮБОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОЧКИ СБОРКИ из её привычного положения в той или иной степени ПРИВОДИТ ЧЕЛОВЕКА К ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ САМОРЕФЛЕКСИИ и сопутствующего ей ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ. Дон Хуан описал чувство собственной важности как СИЛУ, порождаемую человеческим образом самого себя. Он повторил, что именно эта сила и удерживает точку сборки в её нынешнем положении. … Жалость к себе — это реальный враг и источник человеческого страдания. Без некоторого количества жалости к себе человек был бы не в состоянии быть таким важным для себя, каков он есть. … сдвигая точку сборки с её обычного положения, мы достигаем состояния, которое можно назвать только безжалостностью. Благодаря своим практическим действиям маги знают, что КАК ТОЛЬКО ИХ ТОЧКА СБОРКИ СДВИГАЕТСЯ,  - РАЗРУШАЕТСЯ ИХ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ. Лишившись привычного положения точки сборки, их образ себя больше не поддерживается. ... они теряют чувство жалости к себе, а вместе с ним — и чувство собственной важности».
«Каждый из нас в равной степени  подвержен своей саморефлексии. … Я — твой посредник, моим был дон Хулиан. Посредники … помогают разбить зеркало саморефлексии. … любое человеческое существо, соблюдающее особую, весьма простую последовательность действий, может научиться сдвигать свою точку сборки.... Та последовательность действий, о которой я говорю, приходит из способности осознавать её. Для этого необходим Нагваль. … та особая последовательность, которую он имел в виду, является осознанием чувства собственной важности как силы, фиксирующей точку сборки в одном положении. Когда чувство собственной важности уменьшается, то больше не расходуется энергия, которая обычно тратится на его поддержку. Накопленная таким образом энергия затем служит своего рода трамплином для отправления точки сборки в невообразимое путешествие автоматически и непреднамеренно. Такой сдвиг точки сборки уже сам по себе означает отход от саморефлексии, а это, в свою очередь, обеспечивает чёткое связующее звено с духом. … в конце концов, именно саморефлексия когда-то и разъединила человека с духом. Присутствия Нагваля достаточно, чтобы точка сборки сдвинулась. … Нагваль вызывает сдвиг точки сборки тем, что помогает РАЗРУШИТЬ ЗЕРКАЛО САМОРЕФЛЕКСИИЮ. Но это всё, что может сделать Нагваль. Реальным сдвигом занимается дух, абстрактное. Нечто такое, что нельзя увидеть или почувствовать, чего, казалось бы, нет, но что существует реально. … Нагваль, будучи проводником абстрактного, имеет возможность выражать его посредством своих действий. … Дух может смещать точку сборки в результате простого присутствия безупречного Нагваля. ...замаскированная безжалостность Нагваля РАЗБИВАЕТ ЗЕРКАЛО САМОРЕФЛЕКСИИ. ...мир нашей САМОРЕФЛЕКСИИ, ИЛИ НАШЕГО РАЗУМА,  очень хрупок... Сдвигу точки сборки на самом деле помогает безжалостность Нагваля. 
«Понятие об абстрактном, о духе — вот единственная цель, которая важна. Представление о личном «я» не имеет ни малейшей ценности. … я заставлял тебя осознавать необходимость абстрагирования. Ты всегда полагал, что я имею в виду абстрактное мышление. Нет. Абстрагироваться — значит, сделать себя доступным духу путём его осознания.
«место без жалости» - ещё одно из положений точки сборки — является непосредственным предшественником безмолвного знания, а положение точки сборки, называемое «местом озабоченности*», - предшественником разума».
*“concern” (англ.) - беспокойство, тревога, важность, забота и т. д. (примечание переводчика).
«... маг обладает необходимой энергией — или даже если её совсем недостаточно, но речь идёт о жизни и смерти,  - то он может перемещаться туда и обратно между разумом и безмолвным знанием».
«Старый Нагваль объяснил, что положение безмолвного знания называется третьей точкой, поскольку, для того, чтобы достичь его, нужно пройти вторую точку — место без жалости.  … что человечество в целом находится в первой точке, точке разума, но что не у каждого человеческого существа точка сборки находится ТОЧНО в положении разума. Те, кто пребывает ТОЧНО в этом месте, являются ИСТИННЫМИ ЛИДЕРАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, хотя во все времена многие из этих ГЕНИЕВ  РАЗВИТИЯ  РАЗУМА оставались человечеству неизвестными. … только те человеческие существа, которые являются ОБРАЗЦАМИ РАЗУМА, могут ЛЕГКО сдвигать свою точку сборки и быть ОБРАЗЦАМИ БЕЗМОЛВНОГО ЗНАНИЯ. … односторонний мост от безмолвного знания к разуму называется «озабоченностью». ... А второй односторонний мост, от разума к безмолвному знанию, называется «чистым пониманием». ... человеческое существо, в распоряжении которого находятся оба эти моста, является магом, имеющим прямой контакт с духом, жизненной силой, которая делает возможным оба положения».
«... постарайся сдвинуть свою точку сборки в сторону безмолвного знания. Перемещение точки сборки — это всё, но оно ничего не значит, если не является трезвым и КОНТРОЛИРУЕМЫМ действием".

2

Хорошая простыня. Вывод то какой, в двух словах.

3

К. Кастанеда о ЧСВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

По терминологии древних магов, «саморефлексия» (анализ своих мыслей и чувств) — это наш разум («мир нашей саморефлексии, или нашего разума»), который осознаёт собственную личность («индивидуальное «я»») и её отличие от личности других людей. 
«Дон Хуан описал чувство собственной важности как силу порождаемую человеческим образом самого себя», значит, чувство собственной важности — это чувство собственного «я» («образ самого себя»), и это — сильное чувство, так как для разума осознание себя - самое важное ощущение, это осознание того, что он живой, находится в сознании и может мыслить: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Рене Декарт). Энергетически это отражается на положении точки сборки в «точке разума». Дон Хуан объяснял, что «ЛЮБОЙ сдвиг точки сборки означает отход от чрезмерной озабоченности своей индивидуальностью, которая является отличительным признаком современного человека.... приводит человека к избавлению от саморефлексии и сопутствующего ей чувства собственной важности»; т. е. -приводит к избавлению от разума. Нет разума, нет осознания себя, как личности, и нет ощущения её важности для себя. 
Мы (наше «я») себя любим, стараемся избегать неприятностей, стремимся к удовольствию, страдаем и радуемся. Наблюдения показали, что страдание разной степени (исключая страдания, имеющие конкретную причину) появляется при невозможности реализовать свои инстинктивные влечения. Страданием инстинкт стимулирует людей к достижению цели их влечений, и награждает людей радостью, иногда — счастьем, - когда цель влечения достигнута. Но не все люди одинаково хорошо могут анализировать свои чувства, понимать цель своих влечений и осознавать причину страданий, у себя и у других. Древние маги поняли причину страданий, как жалость к себе: 
«Жалость к себе — это реальный враг и источник человеческого страдания. Без некоторого количества жалости к себе человек был бы не в состоянии быть таким важным для себя, каков он есть». Маги честно признавали, что они не всё могут понять и объяснить: «Дон Хуан ответил, что человеческие возможности настолько безграничны и таинственны, что маги, вместо того, чтобы размышлять об этом, предпочитают использовать их без надежды понять, что они собой представляют». Например, маги использовали силу, которую они назвали «намерением», не понимая, что это за сила: «Маги полагают, что для того, чтобы заставить свою точку сборки сместиться в нужное место, они должны использовать намерение. А поскольку НЕВОЗМОЖНО УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ НАМЕРЕНИЕ, то маги притягивали его с помощью своих глаз» (Сила безмолвия, гл.4, стр.403, 404). 
У человеческого мозга есть возможность критически анализировать чужое мнение (на основе своих знаний, наблюдений, опыта и степени развитости своего ума), в том числе - анализировать объяснения древних магов. Но следующее объяснение дона Хуана — трудное для понимания:
«Каждый из нас в равной степени подвержен своей саморефлексии, - продолжал он. - Это проявляется в виде потребностей. Например, до того, как я стал на путь знания, моя жизнь была бесконечной чередой потребностей. … Однако, существуют и маги, и обычные люди, которые не нуждаются ни в чём. Они получают умиротворение, гармонию, смех, знание непосредственно от духа. Такие люди не нуждаются в посредниках. Другое дело — ты и я. - Я — твой посредник, моим был дон Хулиан. Посредники, кроме того, что предоставляют минимальный шанс — осознание намерения, - ещё и помогают разбить зеркало саморефлексии" (Сила безмолвия, гл.5, стр. 431).
В данном контексте «посредники» - это, очевидно, Нагвали. По словам дона Хуана, саморефлексия, - которая и есть разум по его же словам («мир нашей саморефлексии, или нашего разума»), - проявляется в виде потребностей, но «существуют и маги, и обычные люди, которые не нуждаются ни в чём», потому что они  «получают умиротворение, гармонию, смех, знание непосредственно от духа». «Чувства и знание от духа» - это инстинктивные чувства и инстинктивное знание, а не результат работы разума. Инстинктивное знание, полученное «непосредственно», не через контроль разума, - это неосознанное знание.
Свои инстинктивные влечения и чувства не все люди осознают, как инстинктивные, а своё инстинктивное социальное поведение («знание непосредственно от духа») практические все считают рассудочным, результатом научения или опыта.
-
К слову, такое научное мнение было широко распространено в 20-х годах прошлого века; «никому ... не хочется признавать инстинктивную природу своего поведения», - писал об этом К. Юнг («Инстинкт и бессознательное»). Ещё Платон заметил отличие рассудочного социального поведения от инстинктивного: «Ничего не остаётся личным…Они хвалят или ругают по молчаливому согласию, они даже радуются и печалятся одним и тем же вещам, - все вместе и в одно и то же время. …тот, кто своеволен, нравом обречён на одиночество» (см. «Платон за 90 минут», курсив мой). Но и в наше время многие люди, считающие себя образованными, не видят разницы в понятиях «потребности» и «влечения», (видимо, потому, что все это ощущается как "хочу", "желаю"), и не отличают рассудочную мотивацию от инстинктивных влечений. Известно, что люди осознают свои наиболее ярко выраженные инстинктивные влечения, ибо они их ощущают. Случай помог мне понять, что большинство рефлексов общения - не осознаются потому, что они вызываются посредством излучения мозга (линейного или концентрического), которое не ощутимо, но его эффекты можно наблюдать со стороны [2].
-
Всё это можно не осознавать, но потребности — это необходимые для поддержания жизни желания (жажда, голод, сон и др.), в них невозможно «не нуждаться» и их невозможно не осознавать. Или дон Хуан не отделял жизненные потребности от инстинктивных влечений, или, скорее, он не точно выражал свои мысли, или это — погрешности перевода.
«Такие люди не нуждаются в посредниках», - которые бы разбили их зеркало саморефлексии, - так как у них в этом нет необходимости, они связаны с «духом» непосредственно, и контроля разума у них нет. А людям с развитой «саморефлексией» (разумом) – нужен посредник, чтобы он помог им «разбить зеркало саморефлексии» и непосредственно связал их с «духом». И тогда «дух» сможет сдвинуть их точку сборки (и их чувство собственной важности исчезнет). Посредник (Нагваль) «разобьёт» их «зеркало саморефлексии», возможно, путём блокирования  связей сознания с аппаратом мышления.
-
Примерно, так, как было со мной в горах. Я решила идти в опасном направлении, так как другого пути не видела, но когда я хотела сделать шаг вперёд, мои ноги против моей воли сделали два шага назад. И так -два раза. Когда моё сознание послало соответствующий импульс в двигательную кору, импульс до места не дошёл, в этот момент двигательная кора подчинялась другому оператору, инстинкту самосохранения, следовательно, связь сознания с двигательной корой была заблокирована. Остальные связи сознания не были нарушены, я имела возможность наблюдать за собой и делать выводы. Позже я видела такую же схему движений у щенка, после того, как его мозг убедился в том, что ситуация для него опасна. Щенок с трудом выплыл из моря, у него появилась рвота, он стоял, шатаясь от слабости. Хозяин звал его к себе, в море. Щенок потянулся всем телом вперёд, но его лапы сделали два шага назад и остановились. Щенок ещё раз потянулся вперёд, и снова его лапы сделали два шага назад и остановились. Потом щенок пошёл в море, в котором он только что чуть не утонул, - потому что его властно звал к себе хозяин
-
«Ещё он сказал, что, как полагают маги, именно позиция точки сборки является причиной убийственной эгоистичности современного человека, совершенно поглощённого образом самого себя». Действительно, человек устроен так, что он всё делает для себя, для своего «я» («эго»), даже когда делает добро для других. Это - «разумный эгоизм» по Н. Г. Чернышевскому (в советских СШ изучали его роман «Что делать?», где он писал о разумном эгоизме). Самый наглядный пример: когда люди кормят голубей на площади или чаек на набережной, они делают это не ради этих птиц, а потому, что им, людям, приятно смотреть, как птицы едят. Мой внук, когда ему было около 10 лет, спросил меня: «ПОЧЕМУ кормить голубей — приятно?». «Потому что так устроен человек», - растерянно ответила я. И добавила, что есть люди, которым приятно прогонять камнями голубей или чаек, которые просят у них еду, но таких людей немного. Довольно часто такое поведение можно наблюдать  у маленьких детей 4-5 лет, но не у всех, а у тех, у кого влечение к агрессии выражено сильнее, чем у других. 
В конце своей книги «Сила безмолвия» К. Кастанеда описал, что маги восхищались и гордились человеческим разумом, и считали именно разум — главным в магическом искусстве. Выше я уже писала об этом, но такие слова — приятно повторить:
«Старый Нагваль объяснил, что положение безмолвного знания называется третьей точкой, поскольку, для того, чтобы достичь его, нужно пройти вторую точку — место без жалости. … Старый Нагваль продолжал объяснять, что человечество в целом находится в первой точке, точке разума, но что не у каждого человеческого существа точка сборки находится ТОЧНО в положении РАЗУМА. Те, кто пребывает ТОЧНО в этом месте, являются ИСТИННЫМИ ЛИДЕРАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, хотя во все времена многие из этих ГЕНИЕВ РАЗВИТИЯ РАЗУМА оставались человечеству неизвестными. … только те человеческие существа, которые являются ОБРАЗЦАМИ РАЗУМА, могут ЛЕГКО сдвигать свою точку сборки и быть ОБРАЗЦАМИ БЕЗМОЛВНОГО ЗНАНИЯ. …Он сказал, что только те, кто пребывает точно в одном из этих положений, могут ясно видеть другое, и что именно таким и был путь, приведший к эпохе разума. И положение разума было ясно видно из положения безмолвного знания. Старый Нагваль сказал дону Хуану, что односторонний мост от безмолвного знания к разуму называется «озабоченностью». Это озабоченность, которую истинные люди безмолвного знания ощущали относительно источника всего, что они знали. А второй односторонний мост, от разума к безмолвному знанию, называется «чистым пониманием». Нагваль добавил, что человеческое существо, в распоряжении которого находятся оба эти моста, является магом, имеющим прямой контакт с духом, жизненной силой, которая делает возможным оба положения.». (Сила безмолвия, гл.6, стр.502). 
Прощаясь, дон Хуан сказал К. Кастанеде: «... постарайся сдвинуть свою точку сборки в сторону безмолвного знания. Перемещение точки сборки — это всё, но оно ничего не значит, если не является трезвым и КОНТРОЛИРУЕМЫМ действием (Сила безмолвия, гл.6, стр.524). 

Литература:
1. К. Кастанеда. Огонь изнутри. Сила безмолвия. М.: ООО Издательство "София", 2009. - 528с.
2. Л. В. Светличная. Инстинкт, сознание, разум. https://proza.ru/2014/05/05/207

Отредактировано Лариса (23.09.21 14:59:25)

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (новая версия)

В своей книге «Сила безмолвия» К. Кастанеда писал: «Дон Хуан описал чувство собственной важности как силу, порождаемую человеческим образом самого себя. ... именно эта сила и удерживает точку сборки в её нынешнем положении. … Благодаря своим практическим действиям, маги знают, что как только их точка сборки сдвигается, - разрушается их чувство собственной важности. Лишившись привычного положения точки сборки, их образ себя больше не поддерживается». 
Иными словами, человеческий образ самого себя порождает силу, названную «чувством собственной важности». Эта сила удерживает точку сборки в положении точки разума. Если насильственно сместить точку сборки из её положения в точке разума, сила, которая её удерживала (чувство собственной важности), - разрушается, и образ себя уже не поддерживается.
«Образ самого себя» — это индивидуальное «я», осознание себя, как личности, отличной от других. Для человека ощущение собственного «я» - это самое важное ощущение, это осознание того, что он живой, находится в сознании и может мыслить: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р. Декарт). 
Объясняя значение термина «чувство собственной важности», дон Хуан связывал его 
с «саморефлексией»: «Любой сдвиг точки сборки ... приводит человека к избавлению от саморефлексии и сопутствующего ей чувства собственной важности»; -  с жалостью к себе: «Лишившись привычного положения точки сборки ... они теряют чувство жалости к себе, а вместе с ним — и чувство собственной важности»; -  с индивидуальным «я»: «Битва воина — это тотальная борьба против индивидуального «я»… любой сдвиг точки сборки означает отход от чрезмерной озабоченности своей индивидуальностью»; - с эгоизмом: «именно позиция точки сборки является причиной убийственной эгоистичности современного человека, совершенно поглощённого образом самого себя».
К. Кастанеда описывал учение древних магов так, как он его слышал от своего учителя дона Хуана. В этом описании у дона Хуана много высказываний, не всегда достаточно точно выражающих его мысли; много метафор, противоречивых утверждений, трудных для понимания терминов. Нужно уметь видеть главное. Главное во всех эмоциональных описаниях дона Хуана о необходимости тотальной борьбы с индивидуальным «я», избавления от саморефлексии, жалости к себе и многого другого, - то, что дон Хуан во всех своих объяснениях всегда подчёркивал, что только сдвиг точки сборки из её положения в точке разума, приводит к исчезновению у человека саморефлексии и связанного с ней - чувства собственной важности. Дон Хуан объяснял, что точка сборки — это орган восприятия энергии. Когда точка сборки находится в точке разума, она воспринимает одни виды энергии, когда маги смещают её в точку «безмолвного знания», она воспринимает другие виды энергии, такие, какие воспринимала до появления разума у человека. И овладение этими видами энергии даёт магу новые возможности. 
В конце своей книги «Сила безмолвия» К. Кастанеда описал, что маги восхищались и гордились человеческим разумом, и считали именно разум — главным в магическом искусстве.
"Старый Нагваль продолжал объяснять, что человечество в целом находится в первой точке, точке разума, но что не у каждого человеческого существа точка сборки находится точно в положении разума. Те, кто пребывает точно в этом месте, являются истинными лидерами человечества, хотя во все времена многие из этих гениев развития разума оставались человечеству неизвестными. … Только те человеческие существа, которые являются образцами разума, могут легко сдвигать свою точку сборки и быть образцами безмолвного знания. 
Прощаясь, дон Хуан сказал К. Кастанеде: «... постарайся сдвинуть свою точку сборки в сторону безмолвного знания. Перемещение точки сборки — это всё, но оно ничего не значит, если не является трезвым и контролируемым действием (Сила безмолвия, гл.6, стр.524). 

Литература:
1. К. Кастанеда. Огонь изнутри. Сила безмолвия. М.: ООО Издательство "София", 2009. - 528с.

Отредактировано Лариса (30.09.21 01:57:01)

5

Лариса написал(а):

Перемещение точки сборки — это всё, но оно ничего не значит, если не является трезвым и контролируемым действием

Да, Лариса, всё так. Ты здорово всё расписала, правильно, молодец. Но здесь такая штука имеет огромнейшее значение - цель , конкретная цель - для чего ты смещаешь точку сборки. Потому что просто сместить - на первых порах это нормально, получится. Но чтобы продолжение было нужна очень конкретная цель.

Подпись автора

it is time

6

Иными словами, человеческий образ самого себя порождает силу, названную «чувством собственной важности».

Тыщи воинов бьются со своим ЧСВ, безрезультатно.
Может хоть ты найдешь разгадку, почему битва проиграна, до того как воин вступил в битву.

7

ex-ex написал(а):

Тыщи воинов бьются со своим ЧСВ, безрезультатно.
Может хоть ты найдешь разгадку, почему битва проиграна, до того как воин вступил в битву.

Скажу что думаю о причине проигрыша. Не надо бороться с собой, это истощает. Надо просто обрести контроль над своим чсв, договориться с ним, понять его. Оно же как часть нас самих, близкое существо ))) Просто люди не умеют с ним обращаться, не воспитывают. Это ж как собака бойцовых пород - если не дрессировать, не воспитывать, то превращается в опасного монстра.

8

Margosha написал(а):

Оно же как часть нас самих, близкое существо

Оно определяет нас самих. ЧСВ это не «понты» или «мания величия», про это вон сколько выше написали. Это сознание собственной личности, национальности-имени-зодиака и всего, что определяет нас как персонаж жизненного сценария. Для меня понятие ЧСВ можно поймать, читая «Единственную» Р.Баха.

Margosha написал(а):

Не надо бороться с собой

Не с собой, а со своим воплощением в конкретном тонале. Многие духовные практики повторяют «путь воина», поскольку опираются на деперсонализацию.
Например, христианские монахи - те ещё воины. Смена имени, ритуальная смерть для мира, схима, умерщвление плоти и т.п. Христиане не банкиры, слесари и радиотехники, а братья, сестры и рабы Божии. Ничего личного.
Или, опять же, симорон основан на деперсонализации. Сегодня я пластинка с третьим альбомом Muse, весь вечер буду крутиться вокруг своей оси и орать «Спэээйс дииимэншааа». А вчера я наливал ванну и был какахой, которая не тонет.

Отредактировано Yar (02.10.21 13:59:54)

9

Yar
Не побороть, а отвязаться, Когда уловить разницу то дело сдвинется )

10

Одного из великих Мастеров, имеющего чёрный пояс, десятый дан по каратэ, спросили:
       — Если против вас выйдет противник с намерением убить, что вы сделаете?
       — Я попытаюсь с ним подружиться, — ответил он.
       — Если против вас выйдут пятеро, и никакие переговоры не помогут?
       — Я убегу!
       — Но если против вас будут стоять десять человек, готовых убить вас?
       — Я спрячусь!
       — А если они найдут вас?
       — Я буду вынужден их убить.

11

Кастанеда настаивал на борьбе с ЧСВ по немного другим причинам. Борьба с ЧСВ учит человека брать под контроль чувства и эмоции, это основа к достижению внутреннего безмолвия.

12

Хм, ну, когда останавливаешь ВД, только чувства и остаются.

13

Никита написал(а):

Кастанеда настаивал на борьбе с ЧСВ по немного другим причинам. Борьба с ЧСВ учит человека брать под контроль чувства и эмоции, это основа к достижению внутреннего безмолвия.

Ты знаешь лучше что думал Кастанеда, чем сам Кастанеда?

14

Yar написал(а):

Хм, ну, когда останавливаешь ВД, только чувства и остаются.

Я раньше тоже так думал.
В конечном итоге, ОВД наносит удары по нашей картине мира. В том числе, и по возможности испытывать эмоции.

15

Yar написал(а):

Хм, ну, когда останавливаешь ВД, только чувства и остаются.

Чувства подводят чистое восприятие, разве нет? Душа изначально ни емеет никаких чувств.

16

Wangchook 30.09.21 08:44:59, писал(а):

цель , конкретная цель - для чего ты смещаешь точку сборки

«Сила Безмолвия», гл. 4:

… их цель заключается в повышении чувствительности связующего звена до такой степени, чтобы они смогли управлять им посредством своей воли.
… их собственное связующее звено с намерением должно освободить их посредством зажигания огня изнутри

.
Ex-ex,02.10.21 02:17:43,писал(а):

Иными словами, человеческий образ самого себя порождает силу, названную «чувством собственной важности».

Тыщи воинов бьются со своим ЧСВ, безрезультатно.
Может хоть ты найдешь разгадку, почему битва проиграна, до того как воин вступил в битву.

Вы привели цитату из моего предыдущего сообщения: «Иными словами человеческий образ самого себя порождает силу, названную "чувством собственной важности"», вырвав её из контекста; на самом деле эта фраза - изложение своими словами следующего объяснения дона Хуана:

Дон Хуан описал чувство собственной важности как силу порождаемую человеческим образом самого себя. (Сила Безмолвия, гл.4).

Вы просите объяснить, почему "Тыщи воинов бьются со своим ЧСВ, безрезультатно". Потому что, когда они читали книги К. Кастанеды, они не видели главного. Похоже, и Вы невнимательно читали моё предыдущее сообщение, где есть цитата из книги К. Кастанеды «Сила Безмолвия» (гл.4), прямо отвечающая на Ваш вопрос:

Благодаря своим практическим действиям, маги знают, что как только их точка сборки сдвигается, - разрушается их чувство собственной важности

.
Это значит, что для того, чтобы разрушилось своё чувство собственной важности, необходимо сдвинуть свою точку сборки.

Он заявил, что сталкинг является началом, и что прежде чем воины могут что-нибудь предпринять на своём пути, им необходимо научиться выслеживать, затем они должны овладеть намерением, и только после этого они смогут сдвигать точку сборки по своей воле (К. Кастанеда, «Сила Безмолвия», гл. 3).
Он сказал, что всё, что делают маги, является следствием движения их точки сборки. И что такие сдвиги зависят от количества энергии, имеющейся в их распоряжении.
Единственное преимущество магов над обычным человеком заключается в том, что они накапливают свою энергию. Это обеспечивает более точное и чёткое связующее звено с намерением. (там же, гл. 4)
Присутствия Нагваля достаточно, чтобы точка сборки сдвинулась. (там же, гл.5)

.
На самом деле К. Кастанеда не писал «чувство собственной важности» (feeling self-importance), он писал «self-importance», что означает «само-важность»; на русском языке так не говорят, на русском это звучало был как «важность себя для себя самого», т. е. - как важность для себя своей личности. Видимо, во время перевода «self-importance» на русский язык переводчики добавляли слово «чувство» для связки слов, и получилось «чувство собственной важности». Думается, точный перевод «self-importance» словами «самоважность», «самозначимость» или «собственная важность», на уровне интуиции ассоциировался бы с важностью для себя н не вызывал бы столько кривотолков. Говоря о борьбе с «самоважностью» дон Хуан призывал бороться с самой человеческой личностью («индивидуальным «я») и со свойствами, присущими человеческой личности: с анализом собственных мыслей и чувств («саморефлексией»), с чувством любви к себе («самовлюблённостью»), с заботой о себе («эгоизмом»),  с переживаниями о своей судьбе («жалостью к себе»), так как они отнимают много энергии. Но почти после каждого такого призыва (часто очень эмоционального) дон Хуан спокойно добавлял, что борьба со всем этим заключается в сдвиге точки сборки.
Если понимать  «битву» с  чувствами в прямом смысле, ради того, чтобы сберечь энергию, которая расходуется на эти чувства; и не обращать внимания на слова дона Хуана о том, что для этой борьбы нужен только сдвиг точки сборки; то битва с чувствами означает подавление этих чувств; и на эту битву и страдания от подавления чувств - уйдёт больше энергии, чем на сами чувства. Тратить много энергии ради сохранения меньшего количества энергии — это противоречие. Я уже писала, что в словах дона Хуана много красочных метафор и противоречивых утверждений (иногда — на одной странице); возможно, не из злого умысла, а потому, что не каждый человек может быстро и точно выражать свои мысли словами, для одних это — легко (писатели, поэты), для других — тяжело.  Сам дон Хуан говорил об этом так:

Мышление и попытка точно выразить словами свои мысли требуют невообразимого количества энергии, - сказал дон Хуан» [Сила Безмолвия,гл.3, стр. 368].

Yar 2.10.21 13:38:58, писал(а):

Оно определяет нас самих. ЧСВ это не «понты» или «мания величия», про это вон сколько выше написали. Это сознание собственной личности


Выше я написала немного не так. В первом варианте «Заключения» (к моей статье «К. Кастанеда о ЧСВ») я писала:
"чувство собственной важности — это чувство собственного «я»". Это было неточное выражение моей мысли, ибо не так просто выразить свою мысль словами достаточно точно (особенно, когда по голове «дятлы долбят»). Пропущено три слова: «важности для себя», а с этими словами было бы: «чувство собственной важности — это чувство важности для себя собственного «я». 
Ниже в том же первом варианте «Заключения» я написала правильно:

Дон Хуан объяснял, что «Любой сдвиг точки сборки  … приводит человека к избавлению от саморефлексии и сопутствующего ей чувства собственной важности»; т. е. -  приводит к избавлению от самоанализа, осознания себя, как личности и от ощущения её важности для себя

Термин дона Хуана «self-importance» переводится как «самозначимость» или «самоважность»,  другими словами - «важность для себя собственной личности». Иногда «self-importance» так и переводили:

Без некоторого количества жалости к себе человек был бы не в состоянии быть таким важным для себя , каков он есть (Сила Безмолвия, гл. 4, выделение слов жирным шрифтом — моё).

Дон Хуан говорил, что саморефлексии сопутствует самоважность, но не говорил, почему.
Саморефлексия переводится как  «самоотражение», «самоосмысление», «самоанализ». Значит, саморефлексия — это анализ своих мыслей и чувств, своей личности, т. е. - мышление. А самоважность — это результат этого анализа,  понимание, что самое важное для человека — это он сам
К. Кастанеда писал:

Дон Хуан описал чувство собственной важности как силу, порождаемую человеческим образом самого себя. Он повторил, что именно эта сила и удерживает точку сборки в её нынешнем положении. По этой причине главной задачей на пути воин является уничтожение собственной важности («self-importance») (Сила Безмолвия, гл. 4).

Получается, что мышление (саморефлексия, самоосмысление) порождает понимание того, что самое важное для человека — это он сам, его личность, его мысли и чувства, а всё вместе -  его жизнь; и что это понимание является силой, которая стремится сохранить всё это, удерживая точку сборки в точке разума.
Мой собственный самоанализ ("саморефлексия") говорит, что на работу мозга, в результате которой рождается понимание, уходит некоторое количество энергии, но само понимание, как знание, не является силовым воздействием, оно только включает силовое воздействие, физическое или энергетическое, сознательное или инстинктивное.
По учению древних магов сила важности сохранения собственной личности удерживает энергетический орган - «точку сборки» -  в положении места разума, и организм расходует на это много энергии. Дон Хуан признавал, что маги не всё могут понять и объяснить:

Дон Хуан ответил, что человеческие возможности настолько безграничны и таинственны, что маги, вместо того, чтобы размышлять об этом, предпочитают использовать их без надежды понять, что они собой представляют (Сила Безмолвия, гл.4).

На самом деле, возможно, всё было наоборот: не организм тратил много энергии, чтобы удержать точку сборки в её естественном положении, а маги тратили много энергии, чтобы сдвинуть точку сборки из её естественного положения, и при этом выделялось ещё больше энергии:

Любое движение точки сборки подобно умиранию, - сказал он. - Всё в нас разъединяется, а затем вновь присоединяется к источнику ещё большей силы. Такое увеличение энергии воспринимается, как убийственная тревога» (Сила Ьезмолвия, гл. 4.).

Я не пытаюсь (пока) понять и объяснить на уровне современной науки всё учение древних магов, я описала термин «чувство собственной важности» на основе книг К. Кастанеды потому, что в Интернете и на некоторых форумах люди толковали этот термин как «чувство превосходства над другими» и «чувство собственного величия»; приписывали людям с «завышенным ЧСВ» множество негативных черт характера и даже аморальное поведение (подлость, предательство и др.); и учили, что для устранения своего «ЧСВ», нужно устранить у себя неправильное мировоззрение и негативные качества характера.
К. Кастанеда описывал, как его учитель магии дон Хуан всегда подчёркивал, что любой сдвиг точки сборки из её положения в точке разума приводит к исчезновению у человека саморефлексии, сопутствующего ей понимания важности для себя своей личности («self-importance») и к исчезновению основных чувств, присущих личности: любви к себе, жалости к себе и др; после чего ученик мага мог начать использовать «безграничные возможности своего мозга». Но никогда ни дон Хуан, ни К. Кастанеда, -  не объясняли термин «self-importance» как чувство превосходства над другими или чувство собственного величия; и никогда не связывали самоважность с негативными чертами характера и с аморальным поведением. Наоборот, дон Хуан подчёркивал, что всё, что он говорит о собственной важности и безупречности, к морали и нравственности не имеет никакого отношения; и никогда не призывал избавляться от самоважности путём искоренения у себя отрицательных черт характера, ибо таким путём избавиться от «самоважности» (осознания важности для себя собственной личности) -  невозможно, нужен только сдвиг точки сборки. Говоря о безупречности, как о средстве избавления от собственной важности, дон Хуан говорил, что это - «только правильное использование энергии» (К.Кастанеда, Дар Орла, гл.2).
Либо вышеупомянутые толкователи термина «self-importance» вольно фантазировали, не пытаясь прочитать, что писал об этом К. Кастанеда; либо они читали, видели красочные и эмоционально бурные утверждения дона Хуана о необходимости борьбы со своим «индивидуальным ”я”» и его проявлениями, и не видели, что после этих утверждений дон Хуан всегда говорил, что эта борьбы заключается в необходимости сдвига точки сборки.

17

На форумах Лотоса я зарегестрирована как "Лариса". На других форумах я - "Виола". Поэтому я и написала машинально "Виола". Сразу после публикации своего сообщения я хотела исправить имя, но не нашла значка для редактирования. На форуме castanedadzr.ru можно редактировать свои сообщения в течение суток. Я на том форуме уже более 10 лет "Виола", но после того, как я опубликовала там первую часть своей статьи "К. Кастанеда о ЧСВ", сайт  castanedadzr.ru почему-то перестал открываться (ещё с лета), или открывался, но темы на форуме не открывались. Возможнр, потому, что "воины" на том сайте увлечённо обсуждают, как бороться с "ЧСВ" путём исправления своего мировозрения и искоренения у себя негативных черт характера. НАдо заметить, что я не пыталась их критиковать.

18

Я на этом форуме зарегестрирована, как "Лариса", а на других форумах - как "Виола", включая форумы Лотоса.

Отредактировано Лариса (12.10.21 00:44:32)

19

Виола написал(а):

На самом деле К. Кастанеда не писал «чувство собственной важности» (feeling self-importance), он писал «self-importance», что означает «само-важность»; на русском языке так не говорят, на русском это звучало был как «важность себя для себя самого», т. е. - как важность для себя своей личности. Видимо, во время перевода «self-importance» на русский язык переводчики добавляли слово «чувство» для связки слов, и получилось «чувство собственной важности». Думается, точный перевод «self-importance» словами «самоважность», «самозначимость» или «собственная важность», на уровне интуиции ассоциировался бы с важностью для себя н не вызывал бы столько кривотолков.

Кстати, в переводах Николаева, исправлявшего ошибки переводов издательства Софии в трудах К.Кастанеды, - «чувство собственной важности» заменено на «самозначительность» как наиболее подходящее по смыслу к оригинальному «self-importance».

«Мы с Ла Гордой были похожи до ужаса. Наша самозначительность была монументальной. Мое удивление и моя ярость по поводу пощечины в точности соответствовали гневу и подозрительности Ла Горды. Дон Хуан был абсолютно прав. Бремя самозначительности в самом деле является жуткой обузой.»
(c) К.Кастанеда «Огонь изнутри» (Николаев) https://chaparral.space/wiki/Перевод_книг_Карлоса_Кастанеды

Немного юмора в тему (:

Отредактировано Дайва (11.10.21 11:07:40)

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Кастанеда форум » Наследие Кастанеды » К. Кастанеда о ЧСВ