(с) Википедия

Шаманизм в Сибири — рассматривается как главный пример шаманизма. Он является традиционной формой мировоззрения народов Сибири, видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.

Шаманы

Шаманы являлись неотъемлемыми членами традиционного общества, где считались посредниками между миром людей и миром духов. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, «увеличения сакральной силы» и обретения ими статуса «Большого шамана».

Благодаря русским путешественникам и учёным-исследователям Сибири слово «шаман», взятое из тунгусо-маньчжурских языков, получило распространение по всему миру.

Категории шаманов

У народов Сибири и Дальнего Востока шаманы делились на категории в зависимости от их способностей. Наиболее сильными считались так называемые «железные» шаманы Центральной и Восточной Сибири (например, эвенки), связанные с кузнечеством и использовавшие металл (преимущественно железо) в атрибутике.

Отличительной чертой южно-сибирского шаманства (алтайцев, тувинцев, хакасов) и связанного с ними якутского и бурятского являлось разделение шаманов на белых, камлавших в Верхний мир, и чёрных, камлавших во все миры.

Преобладание семейной формы шаманства и широкая практика травестизма (перемены пола) были характерны для народов Северо-Востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов). В шаманской практике народов Амура (нанайцев, удэгейцев, орочей и других) в равной степени сочеталось родовое шаманство с производственной и календарной обрядностью.

У западносибирских народов (кетов, хантов, ненцев и других) сложилась специализация сакральных лиц: гадателей и предсказателей, певцов, отправителей промысловых культов, собственно шаманов.

Духовное путешествие

Шаманы, будучи посредниками между миром людей и миром духов, обладали не только способностью видеть иную особую реальность и путешествовать по ней, но и пребывать одновременно в двух мирах. Вселенная представлялась особой реальностью — сакральным пространством и временем, в котором действуют свои особые законы, отличные от обыденной жизни.

Путешествия в мир духов (восстановление того, что они видели в мире духов, когда спасали душу пациента) проводились у некоторых народов, таких как: орочи, алтайские народности и нганасаны. Подобное состояние принято называть «камланием».

Современный шаманизм

Современный шаманизм обретает новые формы, новое прочтение древних представлений и ритуалов. В настоящее время[когда?] известны сибирские шаманские школы в Якутии, Туве, Хакасии, на Алтае, сочетающие традиции с новой интерпретацией духовного (мистического и ритуального) опыта. Эта тема поиска пути обретения человеком гармонии с собой и восстановления во многом утраченных связей с природой и культурой — является лейтмотивом не только шаманского мировоззрения, но и личностных исканий современного человека.